Please use this identifier to cite or link to this item:
http://hdl.handle.net/123456789/10012
Title: | Рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре»: новое о системе образов |
Authors: | Богданова, Ольга |
Keywords: | А.П.Чехов рассказ «Человек в футляре» образная система «кольцевая» композиция нарративный комплекс идея повествования |
Issue Date: | 2017 |
Publisher: | Симфонія форте |
Citation: | Богданова О. Рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре»: новое о системе образов // Султанівські читання: зб. статей. Івано-Франківськ, 2017. № 6. С. 107–119. |
Abstract: | Статья посвящена анализу образной системы рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». Целью статьи является попытка отказа от сложившегося в литературоведении социологического подхода и стремление избавиться от устоявшейся в литературоведении тенденциозности, сопровождающей восприятие хрестоматийно известного текста и его художественных интенций.Исследовательская методика. Для анализа использован синтез основополагающих методов и принципов научного исследования, среди которых прежде всего исторический, сравнительно-сопоставительный, интер-текстуальный, типологический, поэтологический, биографический в их взаимосвязи и дополнительности.Результаты исследования. В статье последовательно рассмотрены образная система рассказа, его структурно-композиционные особенности, нарративные признаки изложения от лица рассказчика и лица повествователя. В ходе исследования показано, что традиционная антитеза «футлярный человек Беликов»↔«город и окружающая среда» далеко не столь однозначна, как было предложено исследователями прежде, и что мотив «футлярной жизни» вбирает в себя более емкий философский мотив человеческого одиночества. В процессе исследования выявлены семантические корни разного образа мыслей и характера поведения Беликова и Коваленко, Беликова и Буркина, Беликова и Вареньки и др., дифференцированы значимые детали и стилевые маркеры, позволяющие глубже обозначить философские интенции писателя.Научная новизна. В ходе исследования достигнуто новое прочтение текста А.П.Чехова, предложено современное понимание образной и, как следствие, идейной системы рассказа, с новых точек зрения рассмотрены характер взаимодействий персонажей и сюжетно-композиционная структура рассказа. По-новому увидена философская направленность рассказа «Человек в футляре»: социологически тенденциозный образ «футлярного» героя обрел черты героя трагического, достойного сожаления и повествователя, и читателя, героя прошлой эпохи, сродной умеренному либерализму героев середины ХIХ века. И наоборот, противопоставленные Беликову герои-«бунтари» Михаил и Варенька Коваленки увидены сниженными демократами-нигилистами, в духе пародийных образов Ситникова и Кукшиной из романа И.Тургенва «Отцы и дети».Практическое значение. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества А.П.Чехова с позиций современного литературоведения. Научные наблюдения и выводы могут лечь в основу лекционных вузовских курсов по истории русской литературы ХIХвека, а также использованы в школьном преподавании истории русской литературы. |
URI: | http://hdl.handle.net/123456789/10012 |
Appears in Collections: | № 6 |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
3791-Article Text-7939-1-10-20200524.pdf | 606.95 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.